Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Описание адаптированная образовательная программа
начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - АОП УО) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе ФАОП ООО,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.
В МАОУ Улу-Юльской СОШ реализуется адаптированная
общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствующая варианту ФАООП УО: с 1 по 4
класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс.
АОП адаптируется
с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП
может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися,
так и индивидуально. Обязательной является организация специальных условий
обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей обучающихся.
В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и деятельностный
подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В основу АОП УО
положены следующие принципы:
- принципы государственной политики Российской Федерации
в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для
решения практико-ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или
плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП УО
включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с
требованиями Стандарта. АОП
УО имеет два варианта: АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АОП обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Каждый вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных
групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования
вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений
развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Для обучающихся с
умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно реализуется
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования. Определение
одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.