Аннотация к рабочим программам адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР Рабочие программы являются приложением к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР МАОУ Улу-Юльской СОШ. Рабочие программы по учебным предметам разработаны в соответствии с федеральными рабочими программами учебных предметов, курсов ФАОП ООО Основа для составления программы. УМК. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Рабочая программа учебного предмета «Литература» Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы УМК «Английский язык» Рабочая программа Планируемые результаты Место учебного предмета Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На изучение учебного предмета выделено: 5 классы - 170 ч. (5 часов в неделю), 6 классы – 204 ч. (6 часов в неделю), 7 классы – 136 ч. (4 часа в неделю), 8 классы – 102 ч. (3 часа в неделю); 9 классы 99 ч. (3 часа в неделю). Развитие познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка обучающимися с ЗПР, создание условий для развития высших психических функций, формирования учебных действий и речевой деятельности; развитие учебно-познавательной мотивации, интереса к изучению иностранного языка в связи с его значимостью в будущей профессиональной деятельности и необходимостью более полной социальной интеграции в современном обществе; обучение навыкам общения и взаимодействия на иностранном языке в контексте различных коммуникативных ситуаций. формировать у обучающихся с ЗПР навыки учебно-познавательной деятельности: планирование работы, поиск ра- На изучение учебного предмета выделено: 5 классы - 102 ч. (3 часа в неделю), 6 классы – 102 ч. (3 часа в неделю), 7 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 9 классы - 99 ч. (3 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5 – 8 классы – 102 ч. (3 часа в неделю), 9 классы - 99 ч. (3 часа в неделю). На изучение учебного учебного предмета «Математика» для 56 классов составлена на основе рабочей программы Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика: учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение. Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» составлена на основе рабочей программы «Алгебра 7-9 классы», обеспечивается линией УМК учебнометодического комплекта по алгебре 8-9 классов А.Г. Мордковича. Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» составл ена на основе рабочей программы по геометрии А.Г.Мерзляк,В. Б. Полонский, М.С.Якир. М.:Вента –Граф Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе примерной рабочей программы «Информатика для 5-9 классов Л.Л. Босовой и А.Ю.Босовой циональных путей ее выполнения, осуществления самоконтроля; способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формировать ключевые компетенции учащихся в рамках предметной области «Математика и информатика»; развивать понятийное мышления обучающихся с ЗПР; осуществлять коррекцию познавательных процессов обучающихся с ЗПР, необходимых для освоения программного материала по учебному предмету; предусматривать возможность компенсации образовательных дефицитов в освоении предшествующего программного материала у обучающихся с ЗПР и недостатков в их математическом развитии; сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; выявлять и развивать математические и творческие способности. предмета выделено: 5 классы – 170 ч. (5 часов в неделю), 6 классы – 170 ч. (5 часов в неделю). уменьшение объема теоретических сведений, вынесение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, развитие логического и математического мышления, представление о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач. На изучение учебного предмета выделено: 7 – 8 классы – 102 ч. (3часа в неделю), 9 классы - 99 ч. (3 часа в неделю). Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем. На изучение учебного предмета выделено: 7 - 8 классы – 68 ч. ( по 2 часа в неделю), 9 классы 66 ч. (2 часа в неделю). развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей с ЗПР средствами ИКТ; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда; осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с ЗПР, развитие внимания, памяти, аналитикосинтетической деятельности, умения строить суждения, делать умозаключения; выработка навыков самоорганизации учебной деятельности обучающихся с ЗПР; выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по алгоритму, развитие умений самостоятельно составлять алгоритм учебных действий; развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе На изучение учебного предмета выделено: 5- 6 классы из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений – 17 часов (по 0,5 часа в каждом классе) 7 – 8 классы – 34 ч. (по 1 час в неделю), 9 классы 33 ч. (1 час в неделю). Рабочая программа учебного предмета «История России» Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» с оставлена на основе рабочей программы под редакцией Л. Н. Боголюбова для 5-9 классов Рабочая программа учебного предмета «География» составл ена на основе рабочей программы УМК «География. 5–9 классы» под ред. Е.М. Домогацких. Основной целью обучения детей с задержкой психического развития является формирование у обучающихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма; формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной социализации личности. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира. Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи: формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной На изучение учебного предмета выделено: 5 – 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 9 классы - 66 ч. (2 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5 класс из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений – 34 ч. (1ч в неделю) 6 -8 классы – 34 ч. (1 час в неделю), 9 классы - 33 ч. (1 час в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5 – 6 классы- 34 ч. (1 час в неделю); 7 – 8классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 9 классы - 66 ч. (2 часа в неделю). Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе рабочей программы А. В. Пёрышкина, Н.В. Филоновича, Е. М. Гутника. Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе авторской программы УМК О. С. Габриеляна. Химия (89)". Рабочая программа учебного предмета «Биология» составле на на основе рабочей ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров; овладение основами картографической грамотности; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. знакомство обучающихся с ЗПР с методами исследования объектов и явлений природы; приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение такими понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ, наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки и решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение базовыми знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе. На изучение учебного предмета выделено: 7 – 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 9 классы - 99 ч. (3 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено 138 часов, в том числе: 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 9 классы - 66 ч. (2 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено 243 часа, в том числе: 5 – 7 классы – 34 ч. (1 час программы авторов В.В. Пасечник, В.В. Латютин, Г.Г. Швецов, издательство «Дрофа» Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе примерной программы по предмету «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Крит ской. УМК Музыка. Сергеева Г.П. (5-8) Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе рабочей программы «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов. Ломов С.П. УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9) Рабочая программа учебного предмета «Технология» состав лена на основе рабочей программы по линии учебников В. М. Казакевича и др. 5—9 классы Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе рабочей программы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников в неделю); 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 9 классы - 66 ч. (2 часа в неделю). приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора обучающихся; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. На изучение учебного предмета выделено: 5 – 8 классы – 34 ч. (1 час в неделю). Целью освоения учебного предмета «Технология» обучающимися с задержкой психического развития является формирование самостоятельности, расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. На изучение учебного предмета выделено: 5-8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 9 классы – 34 ч. (1 час в неделю) Целью изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства На изучение учебного предмета выделено 69 часов, в том числе: 8 классы – 35 ч. (1 час в неделю); 9 классы – 34 ч. (1 час в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5 – 7 классы – 34 ч. (1 час в неделю). Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составлена с учётом рабочих программ «Физическая культура. 5-9 классы» В.И. Лях. УМК: учебники для 5-7 классов (под редакцией М. Я. Виленского) и для 8-9 классов (автор - В. И. Лях). К особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР в части занятий физической культурой и спортом относятся потребности: во включении в содержание занятий физической культурой и спортом коррекционно-развивающей работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и скоординированности движений; упражнений, способствующих налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных реакций; в создании условий для формирования саморегуляции деятельности и поведения; в организации образовательного процесса с учетом индивидуализации содержания, методов и средств в соответствии с особыми образовательными потребностями и состоянием здоровья обучающегося с ЗПР; в предоставлении дифференцированных требований к процессу и результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающегося; в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом, представлений и навыков здорового образа жизни На изучение учебного предмета выделено: 5 – 7 классы - 102 часов (3 часа в неделю), 8-9 классы – 68 часа (2 часа в неделю). В плане внеурочной деятельности 8-9 классы – 34 (1 ч)