Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Улу-Юльская средняя общеобразовательная школа Первомайского района (МАОУ Улу-Юльской СОШ) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ Улу-Юльской СОШ (протокол от 01.09.2023 г. № 2) УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ Улу-Юльской СОШ от 01.09.2023 г. № 137-О ПОЛОЖЕНИЕ о Школьной службе медиации Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Улу-Юлькой средней общеобразовательной школе Первомайского района (МАОУ Улу-Юльская СОШ) 1. Общие положения 1.1. Школьная служба медиации Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Улу-Юльской средней общеобразовательной школы Первомайского района (далее – служба медиации) является структурным подразделением Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Улу-Юльской средней общеобразовательной школы Первомайского района (далее - Учреждение), которое объединяет учащихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в Учреждении. 1.2. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. 1.3. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия. 1.4.Функции куратора школьной службы медиации выполняет педагог-психолог школы. 1.5. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», «Стандартами восстановительной медиации», утвержденными Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г, Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 г. № ДГ375/07 “О направлении методических рекомендаций «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2. Цели и задачи службы медиации 2.1. Целями службы медиации являются: 2.1.1.Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); 2.1.2. Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации; 2.1.3. Организация в Учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации. 2.2. Задачами службы медиации являются: 2.2.1. Поведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; 2.2.2. Обучение учащихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; 2.2.3.организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации. 3. Принципы деятельности службы медиации Деятельность службы медиации основана на следующих принципах: 3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации. 3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении. 3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору. 4. Порядок формирования службы медиации 4.1. В состав службы медиации могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве со- медиаторов (вторых медиаторов). 4.2. Руководителем (куратором) службы педагог-психолог школы, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора Учреждения. 4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов). 4.4.Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой медиации самостоятельно. 5. Порядок работы службы медиации 5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, администрации Учреждения, членов службы медиации, родителей. 5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Учреждении. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция», «семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в Учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 5.3. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в ОПДН, КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу. 5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация Учреждения и родители. 5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы медиации. 5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае Учреждение может использовать иные педагогические технологии. 5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.9. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации Учреждения. 5.10. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 5.11. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социальнопсихологических центров). 5.12. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы. 5.13. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 5.14. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.15. При необходимости служба медиации получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ. 6. Организация деятельности службы медиации 6.1. Служба медиации администрация Учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы Учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие). 6.2. Должностные лица Учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников). 6.3. Служба медиации в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами Учреждения. 6.4. Администрация Учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами Учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. 6.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «круге сообщества» или «семейной» или «школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон. 6.6. Администрация Учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации. 6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 6.8. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация Учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 6.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в Учреждении. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Вносимые изменения в данное Положение не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».