Положение о библиотеке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Улу-Юльская средняя общеобразовательная школа Первомайского района
(МАОУ Улу-Юльской СОШ)
СОГЛАСОВАНЫ
Педагогическим советом
МАОУ Улу-Юльской СОШ
(протокол от 26.12.2023 г. № 6)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом директора
МАОУ Улу-Юльской СОШ
от 29.12.2023 г № 188 -О

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке Муниципального автономного общеобразовательного учреждения УлуЮльской средней общеобразовательной школы Первомайского района
(МАОУ Улу-Юльской СОШ)
1.
Общие положения
1.1. Положение о библиотеке Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Улу-Юльской средней общеобразовательной школы Первомайского
района разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года и
Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» с изменениями от
14 апреля 2023, с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 28 декабря 2022
года, а также Устава МАОУ Улу-Юльской СОШ и других нормативных правовых
актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных
организаций.
1.2. Положение о библиотеке (далее - Положение) обозначает основные принципы, задачи
и функции библиотеки в МАОУ Улу-Юльской СОШ (далее Учреждение), определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой,
а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки
Учреждения.
1.3. Положение регламентирует работу библиотеки, которая способствует формированию
культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность
информационного обслуживания учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,
обучающихся, учителей и других работников Учреждения. Удовлетворяет также
запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.5. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.
Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.

2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 28
декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности. Кроме того, к таким материалам, в
соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ относятся: официальные
материалы запрещенных экстремистских организаций; материалы, авторами которых
являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за
преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; любые иные, в том числе
анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
2.5. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.6. Организация обслуживания участников производится в соответствии с правилами
охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и
нормами.
3.
Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов Учреждения.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); цифровом (DVD -диски); коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4.
Основные функции библиотеки
4.1. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.
4.2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации: фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.
4.8.

4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.

экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций.
Создание информационной продукции: справочно-библиографический аппарат:
каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю
общеобразовательной организации; рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.); информирование пользователей об
информационной продукции.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания
родителей (иных законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по
вопросам учебных изданий учащихся школы.
Введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.
Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений
книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.

5.
Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные
средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с
Уставом.
5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка Учреждения.
6.
Организация, управление и штаты
6.1. Общее
руководство
библиотекой
и
контроль
за
ее
деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за
комплектование и сохранность фонда библиотеки, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
Уставом школы.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором школы, является
членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
Учреждения.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы Учреждения.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и
Положения.
6.9. Библиотечный работник соблюдает правила и требования охраны труда и пожарной
безопасности в помещении библиотеки и в Учреждении.

7.
Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:

самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности
в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и
Уставе школы;

проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

определять источники комплектования информационных ресурсов;

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;

определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;

взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители;

участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;

на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.

быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:

обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;

информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий
пользователей;

совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;

обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;

вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность:

за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о
труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым
договором.

за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8.

Права и обязанности пользователей библиотеки

8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

продлевать срок пользования документами и литературой;

участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

соблюдать правила пользования библиотекой;

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц,
не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;

пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;

убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;

расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);

возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;

заменять книги и /или учебные пособия в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере стоимости;

полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
Учреждении.
9.
Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится
в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам
охраны труда и пожарной безопасности.
http://ohrana-tryda.com/node/2086

10.

Последовательность действий и принимаемых мер по выявлению в библиотеке
документов, включённых в «Федеральный список экстремистских материалов»

10.1. Комиссия по выявлению в документации Учреждения материалов, включённых в
ФСЭМ, состав которой утверждается приказом директора, ежегодно проводит сверку
документов путём сопоставления библиографических записей электронного каталога с
ФСЭМ и результаты сверки фиксирует Журнале сверки с «Федеральным списком
экстремистских материалов».
10.2. При комплектовании библиотечного фонда школы педагог-библиотекарь, на этапе
заказа или поступления, проводит обязательную сверку изданий с ФСЭМ.
10.3. Педагог-библиотекарь систематически (ежемесячно) следит за обновлением ФСЭМ и
информирует директора Учреждения об изменениях в ФСЭМ.
10.4. Распечатку на бумажном носителе педагогом-библиотекарем новых источников в
«Федеральном списке экстремистских материалов», в случае их размещения.
10.5. Сохранение педагогом-библиотекарем обновлённых версий ФСЭМ сохраняются в
электронном виде в отдельной папке.
10.6. Программист регулярно, не реже 1 раза в четверть, проводит работу по блокированию
доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным
документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов» и
результаты сверки фиксирует
в Журнале сверки с «Федеральным списком
экстремистских материалов».
10.7. В случае обнаружения в фонде учреждения документов, опубликованных в
«Федеральном списке экстремистских материалов», педагог-библиотекарь в
письменной форме информирует (составляет акт) об этом директора и маркирует
документ пометкой (красной наклейкой), указывающей на ограничение его в
использовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(382)454-41-30

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».