Аннотация к рабочим программам основного общего образования ФГОС (6-9 классы) Рабочие программы являются приложением к основной общеобразовательной программе основного общего образования МАОУ УлуЮльской СОШ. Рабочие программы по учебным предметам разработаны в соответствии с документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.6 ст.28); Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955) Федеральной образовательной программы начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещенитя РФ от 18.05.2023 г. №372) При разработке рабочих программ предусмотрено применение федеральных рабочих программ ФОП ООО. Основа для составления программы. УМК. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» к УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9). (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Литература» УМК авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П. и др.(ФРП) Планируемые результаты Место учебного предмета Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно -эстетических возможностей русского и родного языков; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), норма ми речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами На изучение учебного предмета выделено: 5 класс- 170ч. (5ч. в неделю), 6 классы – 204 ч. (6 часов в неделю), 7 классы – 136 ч. (4 часа в неделю), 8 классы – 102 ч. (3 часа в неделю); 9 классы - 102 ч. (3 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5,6 классы – 102 ч. (3 часа в неделю), 7 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 9 классы - 102 ч. (3 часа в неделю). Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» для 5-9 классов УМК «Английский язык» (5–9 классы) авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение») (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 56 классов Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика: учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение.(ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» УМК учебно-методического комплекта по алгебре 89 классов А.Г. Мордковича.(ФРП) базовый уровень Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» А.Г.Ме рзляк,В. Б. Полонский, М.С.Якир. -М.:Вента – Граф. (ФРП) базовый смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета; формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. На изучение учебного предмета выделено: 6 – 9 классы – 102 ч. (3 часа в неделю) Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности На изучение учебного предмета выделено: 5, 6 классы – 170 ч. (5 часов в неделю). Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, развитие логического и математического мышления, представление о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач. На изучение учебного предмета выделено: 7 – 9 классы – 102 ч. (3часа в неделю) Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем. На изучение учебного предмета выделено: 7 - 9 классы – 68 ч. ( по 2 часа в неделю). уровень Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-9 классов Л.Л. Босовой и А.Ю.Босовой (ФРП) базовый уровень Рабочая программа учебного предмета «История России» Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. Всеобщая история. 5-6 класс и программа Агибалова Е.В., Донской Г.М. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 7-9 (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» у чебники под редакцией Л. Н. Боголюбова для 59 классов (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «География» УМК «География. 5–9 классы» под ред. Е.М. Домогацких. (ФРП) Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества; овладение базовыми историческими знаниями; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. На изучение учебного предмета выделено: 6 классы из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений – 17 часов (по 0,5 часа в каждом классе) 7 – 9 классы – 34 ч. (по 1 час в неделю). Формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, На изучение учебного предмета выделено: 5 -9 классы – 34 ч. (1 час в неделю), На изучение учебного предмета выделено: 6 – 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 9 классы - 85 ч. (2,5 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5,6 классы- 34 ч. (1 час в неделю); 7 – 9классы – 68 ч. (2 часа в неделю), Рабочая программа учебного предмета «Физика» к УМК А. В. Пёрышкина, Н.В. Филоновича, Е. М. Гутника. (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Химия» УМК О. С. Габриеляна. Химия (89)". (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Биология» к УМК В.В. Пасечник, В.В. Латютин, Г.Г. Швецов, издательство «Дрофа» (ФРП) Рабочая программа учебного предме- особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Понимать смысл основных физических терминов; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы; проводить прямые измерения физических величин; проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты; освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразо- На изучение учебного предмета выделено: 7 – 8 классы – 68 ч. (2 часа в неделю), 9 классы - 102 ч. (3 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено 138 часов, в том числе: 8 – 9 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); На изучение учебного предмета выделено 243 часа, в том числе: 5 – 7 классы – 34 ч. (1 час в неделю); 8 – 9 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); На изучение учебного предмета выделено: та «Музыка» УМК Г.П.Сергеевой, Е.Д.Крит ской. УМК Музыка. Сергеева Г.П. (5-8) (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9) (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Технология» по линии учебников В. М. Казакевича и др. 5—9 классы (ФРП) Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников (ФРП) вания, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение); воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. 5 – 8 классы – 34 ч. (1 час в неделю). Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социаль ного характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; умение принимать На изучение учебного предмета выделено: 5-7 классы – 68 ч. (2 часа в неделю); 8-9 классы – 34 ч. (1 час в неделю) На изучение учебного предмета выделено: 5 – 7 классы – 34 ч. (1 час в неделю). На изучение учебного предмета выделено 69 часов, в том числе: 8 – 9 классы – 34 ч. (1 час в неделю); обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» УМК: учебники для 5-7 классов (под редакцией М. Я. Виленского) и для 8-9 классов (автор - В. И. Лях). «Основы духовнонравственной культуры народов России» Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей особенностей организм а, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой; формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. На изучение учебного предмета выделено: 5 – 9 классы - 68 часа (2 часа в неделю). На изучение учебного предмета выделено: 5 – 6 классы - 34 часа (1 часа в неделю).