Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Улу-Юльская средняя общеобразовательная школа Первомайского района ПРИНЯТА Педагогическим советом МАОУ Улу-Юльской СОШ (протокол от 31.08.2023№1) УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ Улу-Юльской СОШ от 31.08.2023 №90-О АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2 АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 3.Организационный раздел 2. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3) 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел 3. АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2) 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел Программа формирования УУД Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел 3 4 4 9 9 11 11 12 12 14 14 16 16 19 23 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Описание адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП НОО) конкретизирует требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и разработана на основе ФАОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1023 от 24.11.2022 г. АОП НОО имеет варианты: 1. АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2); 2. АОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3); 3. АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2); Каждый вариант АОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации. Каждый вариант АОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО. Содержательный раздел включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся (в вариантах 5.1, 7.1); программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования. Программа формирования УУД содержит: описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Содержание организационного раздела каждого варианта АОП НОО представлено учебнометодической документацией (учебный план, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы). 4 1. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (ВАРИАНТ 5.1, 5.2) I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) I.1. Пояснительная записка Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения ФАОП НОО составляет 4 года. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки. В зависимости от уровня речевого развития срок освоения АОП НОО для обучающихся с ТНР составляет в либо 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), либо 4 года. Цели реализации программы: обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 6,5 - 7 лет с ТНР, на получение качественного образования, включающего обучение, коррекцию, развитие и воспитание каждого обучающегося; организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования обучающихся с ТНР, отраженных в обновленном ФГОС НОО; создание условий для свободного развития каждого обучающегося младшего школьного возраста с ТНР с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального адаптированного общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с различной формой, различной структурой и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогических работников. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его речевого и психического развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися с ТНР; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности с учетом возможностей обучающихся с ТНР; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы; включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды поселка. 5 Психолого-педагогическая характеристика обучающейся с ТНР У обучающихся наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Несформированность произношения звуков выражена в: отсутствии, заменах смешении, искаженном произнесении(не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Наряду с расстройствами устной речи отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма. Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; получение начального общего образования в условиях, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы; создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными представителями). 6 1.2.Планируемые результаты освоения АОП Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО для обучающихся с ТНР соответствуют результатам, которые представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся с ТНР овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей); умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оце- 7 нивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление обучающегося участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, педагогическими работниками и обучающимися в школе, незнакомыми людьми в транспорте); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. 1.3. Система оценки достижения учащимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки соответствует ООП НОО и дополняется следующими положениями. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности: универсальных учебных познавательных действий; универсальных учебных коммуникативных действий; универсальных учебных регулятивных действий. Овладение универсальными учебными познавательными действиями согласно предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений: 1. Базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии на основе алгоритма, заданного педагогическим работником; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку на основе алгоритма, заданного педагогическим работником; определять существенный признак для классификации; классифицировать предложенные объекты на основе алгоритма, заданного педагогическим работником; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; 8 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 2. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); коллективно под руководством педагогического работника формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; по заданному алгоритму коллективно анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; под руководством педагогического работника создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений: 1. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде с учетом специфики проявления речевого дефекта; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей с учетом специфики проявления речевого дефекта; коллективно под руководством педагогического работника создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); под руководством педагогического работника готовить небольшие публичные выступления по заданному плану; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления по заданным критериям; 2. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков по заданному алгоритму; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; 9 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений: 1. Самоорганизация: по заданному алгоритму планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий, соблюдая заданный алгоритм; 2. Самоконтроль: устанавливать причины успеха и неудач в учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок под руководством педагогического работника. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету в ходе внутришкольного мониторинга. Результаты освоения АОП НОО для обучающихся с ТНР оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) Содержательный раздел для обучающихся ТНР вариант 5.1 соответствуют ООП НОО В варианте 5.2 используются программы содержательного раздела ФАОП НОО Русский язык Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир Программа формирования УУД Программа коррекционной работы 2.1. Рабочая программа воспитания соответствует ООП НОО III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) III.1. Учебный план Пояснительная записка к учебному плану для 3-4 классов на 2023-2024 учебный год Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Учебный план ориентирован: 3 класс – 2 обучающихся вариант 5.2, 4 класс – 1 обучающийся вариант 5.1. Учебный план состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Состав обязательной части учебного плана определяется в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ТНР. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределена на предмет «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Информатика» по 1 часу. Учебный план 4 класса (вариант 5.1) Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Предметные Учебные предметы Количество области часов в неделю Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык 5 чтение Литературное чтение 4 Иностранный язык Английский язык 2 Математика и информатика Математика 4 Обществознание и естествозна- Окружающий мир 2 ние (Окружающий мир) 10 Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и светсветской этики ской этики (Основы светской этики) ИТОГО Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений ИТОГО Коррекционно-развивающая область Курс «Логопедическая ритмика» Курс «Развитие речи» Курс «Произношение» Внеурочная деятельность Предметные области Учебный план 3 класса (вариант 5.2) Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир Искусство Изобразительная деятельность Музыка Технология Труд Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура) Итого Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) Информатика Русский язык Литературное чтение Математика Предельно допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающая область Коррекционные курсы Развитие речи Логопедическая ритмика Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционноразвивающую область) 1 1 1 2 1 23 0 23 5 1 2 2 5 Количество часов в неделю по классам 3 класс 4 4 4 2 1 1 1 2 19 4 1 1 1 1 23 5 2 1 2 5 Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 20-25 мин. Групповые коррекционно – развивающие занятия с обучающимися ОВЗ проводятся во внеурочное время. III.2. План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности ООП НОО III.3. Календарный учебный график соответствует графику ООП НОО III.3 Календарный план воспитательной работы соответствует плану воспитательной работы ООП НОО. Система условий реализации АОП соответствует ООП НОО. 11 2. АОП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 6.3) I. Целевой раздел Цель реализации АОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. АОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) предполагает, что обучающийся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения. Данный вариант предполагает особое структурирование содержания обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них пределах. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью По варианту 6.3 обучается обучающийся с двигательными нарушениями и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи. У обучающегося наблюдается недостаточность высших форм познавательной деятельности - абстрактно-логического мышления и высших психических, прежде всего гностических, функций. Особые образовательные потребности свойственные обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося обучающегося; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного учреждения. Практическая направленность обучения предполагает направленность на социализацию и воспитание автономности у обучающихся. Планируемые результаты освоение АОП НОО обеспечивает достижение обучающимися с НОДА и с легкой умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АОП НОО включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки. Личностные результаты освоения АОП НОО (вариант 6.3) отражают: 1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие своего учителя и одноклассников, взаимодействие с ними; 2) развитие мотивации к обучению; 3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12 4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и другими); 5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 6) развитие положительных свойств и качеств личности; 7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. Предметные результаты освоения АОП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с НОДА и с легкой умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АОП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на обучение по варианту 6.4 ФАОП НОО. Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО опирается на следующие принципы: а) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью; б) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью. Оценка личностных результатов осуществляется в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями. Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. Содержательный раздел Содержательный раздел соответствует ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (вариант 6.3). Федеральные рабочие программы учебных предметов Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика") Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Математика" Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Рисование" Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" Программа коррекционной работы Содержание курсов коррекционно-развивающей области II. III. Организационный раздел 3.1 Учебный план Пояснительная записка к учебному плану на 2023-2024 учебный год 13 Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Индивидуальный учебный план ориентирован: 1 класс – 1 обучающийся. Индивидуальный учебный план Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика Математика Математика Естествознание Мир природы и человека Искусство Музыка Рисование Технология Технология Физическая культура Адаптивная физическая культура Итого: Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса Мир природы и человека Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Кол-во учебных недель Всего часов Внеурочная деятельность индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы другие направления внеурочной деятельности Всего Количество часов в неделю I кл 4 4 1 4 1 1 1 1 3 20 1 1 21 33 693 10 5 5 31 План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, система условий реализации АОП соответствуют ООП НОО 14 3. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1, 7.2) Целевой раздел АОП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Каждый вариант АОП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации. АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА. Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды поселка. I. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет. 15 Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса); комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных групп обучающихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Планируемые результаты Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП НОО Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся 16 и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО (вариант 7.1) ЗПР (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД. Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов начинается со 2-го класса, то есть в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. II. Содержательный раздел Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, программа формирования УУД (вариант 7.1) соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (вариант 7.2) соответствуют требованиям ФАОП НОО обучающихся с ЗПР Программа формирования УУД (вариант 7.2) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения обучающимися с ЗПР знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционноразвивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением УУД. Ценностными ориентирами начального общего образования выступают: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; 17 формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; опоры на опыт взаимодействия со сверстниками; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности; внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития эстетических чувств; развитие умения учиться на основе: развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе: формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Функциями УУД выступают: обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области; оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования УУД; обеспечение преемственности образовательного процесса. Программа формирования УУД направлена на формирование у обучающихся личностных результатов, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Личностные результаты включают: внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика"; мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей); способность к оценке своей учебной деятельности; 18 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение; установку на здоровый образ жизни и ее реализацию в реальном поведении и поступках; ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; овладение доступными видами искусства. Регулятивные УУД представлены следующими умениями: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей; адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности; осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации. Познавательные УУД представлены следующими умениями: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения; владеть компенсаторными способами познавательной деятельности. Коммуникативные УУД представлены следующими умениями: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; формулировать собственное мнение и позицию; 19 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач; использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером. На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких предметах, как "Русский язык", "Литературное чтение", "Английский язык", "Математика", "Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология (труд)", "Физическая культура" и на коррекционных курсах. Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Программа коррекционной работы Цель программы Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР и их социальная адаптация. Направления работы: Диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа , информационнопросветительская работа. Содержание направлений работы Диагностическая работа № Направления работы Специалисты, ответственные за Сроки реализацию направления 1. Диагностика отклонений в развитии и педагог-психолог, сентябрь анализ причин трудностей адаптации; классный руководитель (логообследование устной и письменной пед) речи. 2. Комплексный сбор сведений о ребёнке педагог-психолог, сентябрь - май на основании диагностической инклассный руководитель (логоформации от специалистов разного пед), профиля медицинские работники 3. Определение уровня актуального и педагог-психолог, конец каждой четзоны ближайшего развития обучаю- классный руководитель (лого- верти (октябрь, дещегося с ЗПР, выявление его резерв- пед) кабрь, март, май) ных возможностей 4. Наблюдение за развитием эмоциопедагог-психолог, сентябрь-май нально-волевой сферы и личностных классный руководитель особенностей обучающихся 5. Изучение социальной ситуации разви- зам. директора по УВР, сентябрь - май тия и условий семейного воспитания классный руководитель ребёнка 6. Изучение адаптивных возможностей и педагог-психолог, I полугодие уровня социализации ребёнка с ЗПР классный руководитель 7. Системный разносторонний контроль педагог-психолог, сентябрь-май за уровнем и динамикой развития ре- классный руководитель (логобёнка пед), ПМПк 8. Анализ успешности коррекционнозам. директора по УВР, конец каждой четразвивающей работы классный руководитель (лого- верти (октябрь, депед), педагог-психолог кабрь, март, май) Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающие занятия: 1. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, по формированию звуковой и смысловой стороны речи и занятиями коррекционной направленности. Цель индивидуальных и групповых логопедических занятий - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках лингвистического и общеобразовательного курсов. 20 2. Индивидуальные и групповые логопедические занятия, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения. Консультативная работа Направления 1. Выработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ЗПР Кем и как осуществляется ПМПк, классный руководитель. Консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей с ЗПР. 2. Консультирование специалистами педагогов Заместители директора, медицинские работнипо выбору индивидуально ориентированных ки ОУ, педагог-психолог. методов и приёмов работы с обучающимся с Педагогические советы. ЗПР 3. Консультативная помощь семье в вопросах Заместители директора по УВР, психолог, выбора стратегии воспитания и приёмов корклассный руководитель рекционного обучения ребёнка с ЗПР. Информационно-просветительская работа: проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Направление Срок Результат Информационно – ана- сентябрь оценка контингента обучающихся для учета осолитическая деятель- октябрь бенностей их развития, определения специфики их ность особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно – методического обеспечения, материально – технической и кадровой базы Организационно – ис- Весь год специально организованный образовательный полнительская деятельпроцесс, имеющий коррекционно – развивающую ность направленность; планирование, организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий детей с ЗПР Контрольно – диагно- Апрель - май констатация соответствия созданных условий и стическая деятельность выбранных коррекционно – развивающих программ особым образовательным потребностям ребенка с ЗПР. Регулятивно – коррек- май – июнь внесение необходимых изменений в образоватировочная деятельтельный процесс и процесс сопровождения детей с ность ЗПР; корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Система психолого-медико-педагогического сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает: диагностику логопедическую, психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; конкретную психологическую, педагогическую и логопедическую помощь ребенку социальное обследование: сбор и обработка информации о семье и жилищных условиях обучающихся; медицинское обследование. 21 Благоприятные социально-педагогических условия: - обучение в первую смену; - пятидневная рабочая неделя; - горячее питание, обеспечение учебниками; - просторный кабинет с игровой зоной; - соблюдение режимных моментов (прогулка, динамические паузы). Логопедическое Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи. Перечень мероСодержание План реализаприятий ции Диагностическое Изучение актуального уровня речевого развития по ФоСентябрь. обследование тековой Т.А. Экспресс-диагностика. Май. Логопедические Развитие всех сторон речи: В течение года. занятия. - устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры); - развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова); - уточнение, расширение и обогащение лексического словаря учащихся с ОНР; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие речевого дыхания. - развитие коммуникативности, успешности в общении. Консультации для Как помочь ребенку дома, на уроке. По запросу в родителей и учиПодготовка документации для прохождения ПМПК. течение года. телей. Консультации для Ознакомление с результатами диагностики. В течение года. родителей Взаимодействие школы и семьи. Психологическое: Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит педагог-психолог): осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Перечень мероприятий Содержание План реализации Внеклассные занятия, ролеФормирование у ребенка адекватной устаПервая четверть вые и дискуссионные игры новки в отношении учебного процесса Беседа с родителями Внеклассные занятия, эмоционально-символические и когнитивные методы. Диагностика. Беседы с классным руководителем и родителями. Предоставление результатов диагностики эмоционального состояния ребенка и отношения к школе. Развитие социальных и коммуникативных умений. Первая четверть Познавательные и регулятивные УУД. Система представлений, уровень развития саморегуляции, уровень сформированности совместных действий. Результаты диагностики УУД. Третья четверть. Вторая четверть. Четвертая четверть. Третья четверть и четвертая четверть. 22 Педагогическое: Цель педагогического сопровождения: обучить навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации (классный руководитель). Перечень мероприятий Содержание План реализации Диагностическая деятельность Изучение готовности ребенка к школе 1 класс – сентябрь Проверка уровня сформированности УУД Апрель Наблюдение за обучающимися и их семьями В течение года Педагогическая деятельность Уроки, классные часы В течение года Внеурочная деятельность Внеклассные мероприятия, проекты В течение года Медицинское: Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник): формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского сопровождения (классный руководитель). Перечень мероприятий Содержание План реализации Организационные мероприяАнтропометрические исследо- Сентябрь тия вание (измерение веса, роста, остроты зрения, обследование кожи и на педикулез) Раз в четверть Проверка листов здоровья Рассаживание обучающихся Начало года Контроль физической нагрузки Раз в полугодие на уроках физкультуры В течение года Социальное: Цель социально-правового сопровождения (осуществляет заместитель по ВР, классный руководитель): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека, развивать у обучающихся навыки социальной компетенции и правового поведения. Перечень мероприятий Содержание План реализации Социальный паспорт изучение семьи. Сентябрь-октябрь Включение родителей в восОрганизация общешкольных по мере необходимости питательный процесс мероприятий с привлечением родителей. Социально-педагогическая Своевременное оказание соВ течение года по мере необдиагностика анкетирование, циальной помощи. ходимости. тестирование, наблюдение, анализ документов Пропаганда здорового образа Выработка способности у В течение учебного года. жизни в семье как необходиобучающихся к самостоятельмого условия успешной соци- ной организации здорового ализации (беседы с родителя- образа жизни, развитие нравми) ственных, духовных, физических навыков. Мониторинг динамики развития обучающихся и корректировка коррекционных мероприятий Работа психолого-медико-педагогический консилиума относится к системе психологического мониторинга. Он позволяет интегрировать психологические, педагогические и медицинские подходы к построению индивидуализированного обучения с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика. ПМПк принимает решение о построении системы коррекционных мероприятий. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Программы курсов соответствуют ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. 23 Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Логопедические занятия Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Психокоррекционные занятия Коррекционный курс "Ритмика" Организационный раздел Учебный план Пояснительная записка к учебному плану 3 класса на 2023-2024 учебный год Учебный план разработан на основе Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Учебный план ориентирован: 3 класс – 1 обучающийся вариант 7.1, 2 обучающийся вариант 7.2. III. Учебный план состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Состав обязательной части учебного плана определяется в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ТНР. Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.1) Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.2) Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределена на предмет «Русский язык», «Информатика» по 1 часу. Предметные Учебные предметы области Обязательная часть Русский язык и литера- Русский язык турное чтение Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (английский язык) Математика и инфор- Математика матика Обществознание и Окружающий мир естествознание Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура(Адаптивная физическая культура) Основы религиозных Основы религиозных культур и светской эти- культур и светской этики ки ИТОГО Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и литера- Русский язык турное чтение 3 класс 4 4 1 4 2 1 1 1 3 - 21 2 1 24 Математика и инфор- Информатика 1 матика ИТОГО 23 Коррекционно-развивающая область 7 «Ритмика» 1 Коррекционно-развивающие занятия 6 Логопедические занятия 1 Психокоррекционный занятия: 5 Развитие познавательной сферы 2 Развитие эмоционально-личностной сферы 1 Развитие коммуникативной сферы и социальная 1 интеграции Развитие навыков социального поведения 1 Внеурочная деятельность 3 Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 20 мин. Групповые коррекционно – развивающие занятия с обучающимися ОВЗ проводятся во внеурочное время. План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, система условий реализации АОП соответствуют ООП НОО.